На главную страницу






Из истории витражей

Обычно историю витражей начинают с рассказа Плиния о случайном открытии стекла Финикийскими моряками, потерпевшими кораблекрушение. Моряки устанавливают посуду для приготовления пищи на блоки из соды. К утру жар костра растопил соду и из расплава песка и соды после остывания образовалось стекло. Сегодня этот рассказ считается не точным с научной точки зрения.
Более вероятно, что стекло было случайно обнаружено Египетскими или Месопотамскими гончарами при обжиге своих изделий.

Самое раннее известное изделие из стекла, Египетская цепочка, датируется между 2750 и 2625 годами до нашей эры. 115 фрагментов цепочки были обнаружены экспедицией Дэвида Шлумбергера в 1937 году.

Первые витражи стали использовать католики в первом тысячелетии нашей эры. Используемое стекло было очень неоднородно и не очень прозрачно. Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре С-Павла в Jarrow в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.

В 1930 году в Saint Vitale в Ravenna археологом Cecchelli были обнаружены при археологических ракопках три стеклянных фрагмента Иисуса Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов считается голова Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. Другое изображение Христа было обнаружено в 1932 году при земляных работах в аббатстве Lorsch в Германии. Считается, что эти изображения занимали центральное место в окне, в котором они были единственным окрашенным элементом.

Самыми старыми законченными витражами Европы являются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи используют технику закрашивания и тонального оттенения и сделаны из ярких стекол разного цвета. Это работа квалифицированных мастеров.

Во второй половине тринадцатого столетия, как полагают специалисты, появились Аравийские стеклянные окна. Отдельные части стекла были вставлены в мрамор или камень. На ближневосточных стеклах были найдены следы росписи "холодными" красками. Развитие Аравийских витражей было замедленно, потому что Ислам не допускает никаких узоров, кроме геометрических или растительных.

Романский период, ок 1050 - 1150 гг

В Романской архитектуре уже больше элементов, которые украшали витражи. Эволюция средневекового витража связана прежде всего с соборами, которые являлись центрами повседневной общесвтенной жизни. Толстые стены вынуждали делать большие окна. Типичный ансамбль состоит из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Более ранние окна этого стиля более просты и примитивны. Окна используют стилизованное растительное украшение и декоративный орнамент вокруг сцен и рисунков. Преобладающие цвета красный и синий.

Немного окон этого периода сохранились. Некоторые примеры Романского стиля четыре фигуры из собора в Augsburg, около 1120 г., части сцены Вознесения из собора в Le Man, около 1140 г., большое Распятие на кресте из собора в Poitier, 1165 - 1170 г.г., окна фасада собора в Chartre, около 1150 г., большие фигуры из собора в Canterbury, около 1200г.

Готические витражи

Средневековая церковь была наиболее важным патроном искусств. Наиболее ярким представителем был аббат Сугерий из аббатства Сен-Дени. Сугерий был студентом и другом королю ЛуиVI, министром ЛуиVI, регентом во время второго крестового похода. Его записки представляют нам проницательного бизнесмена, гениального политического деятеля и преданного поданного короля. Сугерий руководствовался философией, включая мистику. Эта философия заставила его увеличивать окна и украшать их витражами. Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенно новым визуальным воплощением духовных сюжетов.

Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством. В панно были включены жизнеописания святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход. Площадь окна заполнена рядом вертикально расположенныхвитражных ронделей, или медальонов. Изобретение Сугерием оконных медальонов оказало глубокое влияние на сюжеты витражного искусства. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых. Окна Сен-Дени сильно пострадали во время французской революции.

Наши цены начинаются с 500$ за кв.м. Более точную информацию можно получить по контактному телефону
727 73 97 или по электронной почте по адресу zibor@orc.ru
Hosted by uCoz